Администрация МО "Заиграевский район"
Республика Бурятия

Легализация трудовых отношений

Цель: Сокращение неформальной занятости

Задачи: Сокращение неформальной занятости, ликвидация серых зарплат, обеспечение роста страховых выплат во внебюджетные фонды в Республике Бурятия

Описание: 
Задачи сокращения неформальной занятости, ликвидации серых зарплат, обеспечения роста страховых выплат во внебюджетные фонды как в Республике Бурятия, так и в России в целом, относятся к числу приоритетных в сфере трудовых отношений.
Неформальная занятость формирует такие социально-экономические проблемы, как низкий заработок, нарушение трудовых прав работников в области безопасных условий труда, чрезвычайная сложность защиты этих прав. Неформальная занятость - это низкая пенсия в будущем и невозможность взять кредит в настоящем.
Такие работники лишены возможности получать в полном объеме пособие по временной нетрудоспособности, безработице, по уходу за ребенком и выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов.
В масштабах государства неформальная занятость ведет к недополучению  страховых выплат, налогов, ограничивая возможность развития государственной социальной политики.
В Республике Бурятия работа по снижению неформальной занятости активно проводится на территории каждого муниципального образования: под руководством глав администраций или их заместителей действуют межведомственные рабочие группы, в которые входят специалисты налоговой инспекции, Фонда социального страхования РФ и др. 
Но полностью искоренить проявления неформальной занятости возможно лишь с помощью самих участников трудовых отношений – работников и работодателей, от их гражданской позиции зависит эффективность этой работы.
Тел. «горячая линия» администрации МО «Заиграевский район» по вопросам нарушения трудовых прав (задержка заработной платы, выплата заработной платы в «конверте» и др.) - 8(30136)4-21-44.
 

Неформальная занятость населения и её последствия

Неформальная занятость — это трудовые отношения, основанные на устной договоренности без заключения письменного трудового договора, неформальный сектор рынка труда, на котором работники практически лишены возможности социальной и правовой защиты.

Соглашаясь на работу без официального оформления трудовых отношений, наемный работник практически лишается возможности социальной и правовой защиты, становится уязвимым в случае возникновения конфликтных ситуаций, нарушения работодателем обозначенных ранее договоренностей.

Трудовые отношения в этом случае характеризуются высокой долей нестабильности, возникает неуверенность в завтрашнем дне, перспективах профессионального развития и предоставлении социальных гарантий в будущем.

Основными проявлениями неформальной занятости являются:

• отсутствие оформления трудовых отношений с работником в письменной форме;

• существование серых схем и расчетов в наличной форме при оплате труда;

• уклонение от уплаты страховых взносов;

• подмена трудовых отношений договорами гражданско-правового характера.

Важно иметь в виду, что при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

• О составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

• О размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

• О размерах и об основаниях произведенных удержаний;

• Об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Трудовое участие в неформальном секторе экономике в перспективе влечет для работника значительные проблемы:

• В случае наступления страхового случая при несчастном случае на производстве, профессиональном заболевании или инвалидности работник лишается выплаты пособия по временной нетрудоспособности, страховой выплаты и возмещения дополнительных расходов пострадавшего на его медицинскую и социальную реабилитацию;

• Работник лишает себя возможности получать оплачиваемые больничные листы, оформление отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком, пособия по безработице и выходного пособия при увольнении по сокращению штата;

• Работник не сможет получить имущественный или социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц за покупку жилья, за обучение и лечение;

• Период без официального оформления трудовых отношений не будет включен в пенсионный стаж, что в итоге приведет в будущем к низкому размеру пенсии;

• Не происходит исчисление льготного трудового стажа, который установлен для ряда категорий работников в целях досрочного получения трудовой пенсии по старости.

 В этой связи, прежде всего сами работники должны быть заинтересованы в официальном трудоустройстве, письменном заключении трудового договора, в котором должны быть прописаны все условия работы, в том числе и размер заработной платы.  Только в этом случае можно рассчитывать на все гарантии, которые предоставляет трудовое законодательство, и быть уверенным, что не будет ущемления в правах.

Нелегальная занятость – угроза Вашему настоящему и будущему!

В настоящее время легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда является основной из задач в сфере социально-трудовых отношений.

Основными проявлениями неформальной занятости являются:

• отсутствие оформления трудовых отношений между работником и работодателем в письменной форме;

• существование серых схем и расчетов в наличной форме при оплате труда;

• уклонение от уплаты страховых взносов;

Неформальная занятость формирует такие социально-экономические проблемы, как низкий заработок, нарушение трудовых прав работников в области безопасных условий труда, чрезвычайная сложность защиты этих прав.

Неформальная занятость - это низкая пенсия в будущем и невозможность взять кредит в настоящем.

Такие работники лишены возможности получать в полном объеме пособие по временной нетрудоспособности, безработице, по уходу за ребенком и выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов.

В масштабах государства неформальная занятость ведет к недополучению страховых выплат, налогов, ограничивая возможность развития государственной социальной политики. Практика применения нелегальной занятости имеет негативное влияние не только на экономику страны, но и на самих работодателей – нарушаются принципы конкуренции в бизнесе, добросовестные работодатели оказываются в менее выгодном финансово-экономическом положении.

Распоряжением администрации муниципального образования «Заиграевский район»  от 14.03.2019 года № 129 создана Комиссия по повышению доходов консолидированного бюджета, оплаты труда и занятости населения.

В состав комиссии входят представители администрации муниципального образования «Заиграевский район»», Межрайонной ИФНС №1 России по  РБ, Фонда социального страхования, ГКУ «Центр занятости населения» и др.

Заслушиваются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в части оплаты труда работникам заработной платы ниже МРОТ, ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, сдающих «нулевую» отчетность».

В случае выявления нарушений, работодателям рекомендуется оформить трудовые отношения, довести заработную плату до уровня МРОТ и среднеотраслевого уровня, заключить коллективный договор, а также доводится информация о правовом статусе их работников и возможных негативных последствиях неформальной занятости.

Но полностью искоренить проявления неформальной занятости возможно лишь с помощью самих участников трудовых отношений – работников и работодателей, от их гражданской позиции зависит эффективность этой работы.

За нарушение норм трудового законодательства, в том числе в части не оформления  (либо ненадлежащего оформления) трудовых отношений с работником принимаются следующие меры административной ответственности к работодателю:

Ст. 5.27.КоАП - уклонение от оформления или не надлежащего оформления трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечёт наложение административного штрафа:

-на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей;

-на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 5000 до 10000 рублей;

-на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.

Таким образом, выплата «серых» зарплат, неоформление надлежащим образом трудовых отношений с работником может грозить административной ответственностью в виде уплаты «сэкономленных» работодателем средств и внушительным штрафом.

При нарушении трудовых прав (работа без заключения трудовых договоров, выплата заработной платы ниже МРОТ и «в конвертах»)  Вы можете обращаться:

в Государственную инспекцию труда в Республике Бурятия по адресу  г.Улан-Удэ, пр.50-летия Октября, д.28-а, т.83012-44-68-65;

в Управление экономики  администрации муниципального образования «Заиграевский район» по адресу п.Заиграево, ул. Октябрьская д.4, тел. 830136-4-21-44

Обращаем внимание работодателей и работников района о необходимости законного соблюдения норм трудового законодательства.

Помните - трудовой договор - защита ВАШИХ прав!

    Информационный листок  об ответственности виновных лиц за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 

Согласно ст.362 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Ниже приводятся основные санкции, по которым работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

·       Статья 5.34 КоАП РФ «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки»

·       Статья 14.54. «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда»

·       Статья 15.33.2. «Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации»

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (действующая редакция)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.27.1 КоАП РФ "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации"

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

 

Статья 5.28 КоАП РФ «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения»

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

 

Статья 5.29 КоАП РФ «Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения»

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

 Статья 5.30 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения»

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

 Статья 5.31 КоАП РФ «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению»

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

 Статья 5.32 КоАП РФ «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах»

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

 Статья 5.33 КоАП РФ «Невыполнение соглашения»

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

 Статья 5.34 КоАП РФ «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки»

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки - влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

Статья 14.54 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда»

 1. Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.

 

   Статья 15.33.2. КоАП РФ «Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации»

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ) 

1. Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

 (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 90-ФЗ)

2. Непредставление в установленный Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

(часть 2 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 90-ФЗ)

Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц настоящей статьей, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

(примечание введено Федеральным законом от 16.12.2019 N 444-ФЗ)

 

Статья 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

 

Статья 19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля»

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24 и частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2. настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

Статья 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Часть 23. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - 

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 

Статья 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания»

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 145 УК РФ «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет»

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Статья 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы. 

Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда

 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

               После рассмотрения всех санкций, к которым может быть подвергнут работодатель за нарушение трудового законодательства РФ, не остается сомнений в том, что лучше это законодательство полностью соблюдать. 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Налог на доходы физических лиц

Организация (индивидуальный предприниматель) является налоговым агентом по НДФЛ, если физическое лицо получило от неё (него) доходы в денежной, натуральной форме или в виде материальной выгоды  (ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).

Налоговый агент исчисляет и удерживает налог с зарплаты работников, выплат по договорам подряда и оказания услуг, арендной платы, дивидендов и др. (п. 2 ст. 226 НК РФ).  При этом такое физическое лицо не должно относиться к категории лиц, которые уплачивают НДФЛ самостоятельно (п. п. 1, 2 ст. 227 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п.6 ст.226 НК РФ).

Отчетность налогового агента состоит из расчета формы 6-НДФЛ и в соответствии с Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ сведений о доходах физических лиц формы 2-НДФЛ.

Срок представления:

6-НДФЛ – ежеквартально, не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С отчетности за 2021 г. справка 2-НДФЛ отменена, а сведения из справки включены в расчет 6-НДФЛ за год, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ ( п. 2 ст. 230 НК РФ).

Кроме того, в этот срок нужно не только сдать справку в налоговый орган, но и вручить справку о сумме неудержанного налога физическому лицу (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Уплата налога на доходы физических лиц и представление расчета 6 НДФЛ производятся налоговыми агентами по месту их фактического осуществления деятельности.

Если у налогового агента есть обособленное подразделение, то он сдает отчетность и уплачивает НДФЛ за работников этого обособленного подразделения по месту его учета.

Если обособленных подразделений на территории одного муниципального образования несколько, то налоговый агент – российская организация, вправе перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, а также представлять в отношении работников этих обособленных подразделений по месту учета выбранного обособленного подразделения справки по форме 2-НДФЛ и расчета по форме 6-НДФЛ.

При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Форма уведомления о выборе налогового органа утверждена приказом ФНС России от 06.12.2019 № ММВ-7-11/622@ «Об утверждении формы уведомления о выборе налогового органа, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о выборе налогового органа в электронной форме» (зарегистрирован в Минюсте России 19.12.2019 № 56881).

Страховые взносы

Работодателями за своих работников уплачиваются страховые взносы, которые зачисляются в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Плательщиками страховых взносов признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (п. 1ст. 419 НК РФ).

Объектом обложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Работодатели уплачивают сумму страховых взносов, исчисленную для уплаты за календарный месяц, в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ).

Срок представления:

Расчет по страховым взносам представляется, в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Пунктом 7 ст. 431 НК РФ предусмотрено, что в случае, если в представляемом расчете содержатся ошибки такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранены несоответствия (ошибки). В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным.

Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся работодателями по месту их нахождения. Если есть обособленные подразделения, то уплата страховых взносов и представление расчетов производятся по месту нахождения обособленных подразделений организации, для которых организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 7 ст.431 НК РФ).

За нарушение налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц и по страховым взносам предусмотрены штрафы:

Нарушение срока представления расчета 6-НДФЛ*

Штраф в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, и до дня, когда он был представлен

п. 1.2 ст. 126 НК РФ

Нарушение срока представления справки 2-НДФЛ *

Штраф в размере 200 руб. за каждую не сданную вовремя справку.

п. 1 ст. 126 НК РФ

Недостоверные сведения и ошибки в справках 2-НДФЛ* и расчете 6-НДФЛ*

Штраф в размере 500 руб. за каждый документ с ошибками

п. 1 ст. 126.1 НК РФ

Нарушение формы сдачи отчетности

Штраф в размере 200 руб.

ст. 119.1 НК РФ

Неудержание, неуплата, несвоевременное перечисление НДФЛ

Штраф 20% неуплаченной суммы

ст. 123 НК РФ

Неуплата или неполная уплата страховых взносов

Штраф 20% от неуплаченной суммы

ст. 122 НК РФ

Нарушение срока представления расчета по страховым взносам

Штраф в размере 5 % не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

ст. 119 НК РФ

За нарушение срока представления расчета 6-НДФЛ, расчета по страховым взносам, сведений о доходах 2-НДФЛ, за ошибки и недостоверные сведения в справках 2-НДФЛ и расчете 6-НДФЛ руководитель организации (финансовый директор, главный бухгалтер) может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).


 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie